Ушгули и Сванские телохранители

путешествие автостопом по Сванетии Ушгули

Уж коли Гули решили до Ушгули добраться автостопом, тот так тому и быть.

Выйдя на дорогу в сторону самой высокогорной деревни в Европе, нам пришлось протопать пару километров, прежде чем нас подобрала первая машина.

Конечно же, не до самой деревни, лишь часть, до селения Ипари.

Высадив нас у дороги, водитель договорился с проезжавшей мимо машиной. По стечению обстоятельств она-то и ехала в точку назначения. Подобрали нас на волонтерской основе, к тому же мы были единственными пассажирами. Вот это сервис.Трясло только.  Что не удивительно: ехали мы на старом УАЗике по горной дороге. По пути подобрали еще ребят. Они оказались чуть усерднее нас и прошли почти весь путь пешком. Прогулку нельзя назвать из приятных, учитывая какое количество пыли оседает на тебе от проезжающих мимо машин.

Весело общаясь, быстро добрались до общины Ушгули. Вид умопомрачительный. Вот оно счастье, когда посещаешь такие места. На наше удивление точка на нашем GPS «Ушгули» и точка, на которой находились мы в данный момент, не совпадали. Вот это да. А если бы мы все-таки пошли пешком через Лентехи, то куда пришли бы? Неизвестно.

Вышли на повороте в общину. Лучше пройти пешком, чтобы сделать издалека фотографии.

В запасе у нас было несколько часов. Мы были сытые, так что торопиться было некуда.  Ушгули является самой высокогорной постоянно обитаемой общиной в Европе  после села Куруш. Благодаря ей, с сохранившимися сванскими башнями и домами, Верхняя Сванетия была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО

Она находится на высоте 2 200м над уровнем моря. Сама община состоит из четырех сёл – Чвибиани, Жибиани, Муркмели и Чажаши

Чвибиани — это центр общины. Тут расположены гостевые дома и музей с видом на гору Шхара.

На небольшом мостике через Ингури останавливаются на парковку туристические машины.

Слева от моста — село Чажаши. Это своего рода город-музей. Настоящим наслаждением было для нас просто прогуляться среди домов, погладить лошадей, попить родниковой воды.

На холме слева от Чажаши расположился Нижний Чажашский замок, или точнее, всё, что от него осталось. С него открываются лучшие виды Ушгули. Жаль только, что наивысшая гора Грузии Шхара (5193 метра) спрятала от нас свою вершину в облаках.

В общем, у каждого разные эмоции и лучше приложить побольше фотографий, дабы оценить это место да и нам было о чём вспоминать.

Раскинув свои деревни между гор, Верхняя Сванетия становится похожей на сказку, где в башнях живут принцессы, а из-за гор вот-вот появится дракон.  Отрезанная от внешнего мира глубокими ущельями и высокими перевалами, представляет тридевятое царство, где жила царица Тамара. Именно таким оно и должно быть. В таком месте думаешь лишь о том, как лежать на пригорке и наблюдать снежную шапку Шхары, и солнце, спрятавшееся за сванской башней.

Как добраться

Есть два варианта:

1. Начинается он в Кутаиси и пролегает через Лентехи. По этой дороге можно проехать, имея в распоряжении внедорожник. Нанять водителя для поездки по этой дороге трудно по одной простой причине. Как нам объяснили местные из Лентехи — дорога закрыта. Точнее она настолько плохая, что и дорогой ее назвать нельзя. От Ушгули в сторону Лентехи 5 км плохой дороги, потом накатанная (грунтовка как выяснилось позже, читая форумы).

Альтернативой внедорожнику может быть лошадь. Цены разные, но не заоблачные. Можете рискнуть.

1. Расстояние от Местии до Ушгули 45 км грунтовой дороги разного качества. Для проезда этого расстояния потребуется в среднем два часа. Дорога проходит вдоль речки Ингури и поднимается в гору.С дороги хорошо видна одна из главных сванских вершин – Ушба (4690 м).

Часть квеста выполнена. Приехали автостопом и посмотрели красоты общины Ушгули.путешествие автостопом по Сванетии Ушгули

Часть вторая – вернутся затемно.

Невооружённым взглядом было видно: поток нулевой. Не теряя времени, решили найти «спецназ».

Только задумались, и ребята показались из-за поворота.

-Здравствуйте, у нас к вам просьба. Не могли бы вы нас подкинуть до Местии?

-Да вы что! Вон туристов отвозят в город на машине, а мы спецназ.

-А мы автостопом путешествуем и без денег. И в полицейском участке нам предложили обратиться к вам.

-Кто вам такое сказал!?

-Балу, — слегка неуверенно сказали мы, чувствуя уже подвох.

-Ааа, Балу!

И начали между собой на грузинском обговаривать варианты. По итогу: «Какое он вообще имеет право ссылаться на нас! Мы бы отвезли вас, но заднее сиденье занято, смотрите».

И впрямь, весь пикап загромождён оружием и экипировкой. Жаль, а надеялись на такой подарок судьбы.

Вернулись на въезд в деревню, постояли минут 30. Пока ждали, прошло стадо коров.

Лирическое отступление: вы ведь помните мои заметки про коров? Опасно! Кто не в курсе, пожалуйста, прочитайте статью о поездке в Степанцминду!

По истечении минут тридцати проехала первая машина. На нашу радость мы поместились. Но опять же, полпути. Уже в сумерках мы приехали всё в то же место, деревню Ипари. Судьба видимо. В первые пять минут ожидания встретили на машине того водителя, что вёз нас от Местии. Мир тесен.

И снова наше место ожидания было напротив полицейского участка. Подошедший к нам мужчина в погонах оказался начальником полиции в Ипари. Илия (начальник) был добр и разговорчив. Провели несколько минут с ним, как проехал тот самый полицейский пикам с Ушгули. На заднем сиденье уже вместо экипировки лежал раненый полицейский. В очередной раз для нас места не оказалось. За пару минут перемигиваний полицейские на повышенных тонах обсудили что-то на грузинском. Мы расслышали только слово «Балу». Неудобно стало, а что делать: сам предложил. Наверное у него в этот вечер горели уши.

Конечно же, через несколько минут проехала машина: полицейский приказал посадить нас в такси как путешественников, и мы в компании белорусов доехали с ветерком до Местии.

Так что, друзья, автостоп доступен. Не факт, что быстро и удобно, но можно.

На улице темень. Девять вечера. Вроде и места для палатки нет, и дальше не поедешь – поздно. Что делать?

Зашли к другу Балу, рассказали нашу историю. Пригрозив, наш друг обещал разобраться со спецназом на планёрке. Главное: был рад, что всё в итоге хорошо и мы довольны.

Поболтали и, забирая рюкзаки, заикнулись о дальнейших планах.

-Куда поедете щас! Уже поздно. Я вас не отпущу. Ставьте палатку напротив участка, вас никто не тронет, я дежурю.

Вот такие дела. В центре города, на главной площади, в парке. Об этом даже не задумывались, но альтернатива нас обрадовала.

Поставили палатку, включили горелку… как к нам стучится наш друг.путешествие автостопом по Сванетии Ушгули

Пришлось газ выключить: нам предложили целый пакет сванских блюд: огромная сванская лепёшка с мясом внутри «Кубдари», запеченный картофель и жареное мясо. Всё было вкусным, с добавлением специй. Они так и называются – сванские специи. Слегка острая пища, но до чего же вкусно.

К сожалению, не получается делать обзоры популярных ресторанов и гостиниц Местийского муниципалитета. Наша альтернатива такова: постоянные рассказы о неординарном расположении палатки, и блюдах, приготовленных от души самими жителями в посещаемых нами странах.

Поужинали, переоделись, посмотрели русский боевик на плазме в участке и пошли спать.

Неважно что на дворе ночь. Приключения от этого не заканчиваются.

В три ночи мы уже не спали. Первой проснулась Даша. Затем, от нарастающего лая, и Я.

Вокруг палатки бегали и лаяли собаки. Но не потому, что чувствовали еду и хотели напасть. Напротив! Был слышен вой волков.

Как и в Кварели ночью, так и тут, собаки оберегали нас от волков. Они бегали и кружили, злобно рычали. Страшно было даже из палатки выходить. Через маленькое окошко палатки наблюдали всю эту картину.

Улицы были пустые. Только жёлтые фонари и пустые дороги центра Местии из брусчатки. И вой.

Быстро сбегал в участок. Балу велел не беспокоится: волки близко не подходят, только в горах.

Но как в горах, когда вой прямо из-за домов, в пару сотен метров и собаки уже наготове!

Наблюдали за развитием событий ещё около часа. Ближе к утру все стихло.

Наутро проснулись, сделали зарядку и собрали вещи. Вокруг нас всё так же спали 5 добрых собак, готовых защитить нас от лесных хулиганов. Настоящие друзья человека. Это первое, что всплывает в памяти об упоминании Местии кем-либо.

Спасибо вам четвероногие друзья!

На такой доброй ноте попрощались с Балу и поехали дальше, на побережье Чёрного моря и к границе с Абхазией. Там в очередной раз не без приключений. Читаем!

#автостопомпоГрузии#Сванетия#путешествуйразвиваясь#2015#изМестиивУшгули#горы#палатка