Мцхета-Мтианети. Дорога в облаках

Арка Дружбы Гудаури

[:ru]

Если ты приехал в Грузию, то есть несколько мест, которые ты непременно должен увидеть, хоть одним глазом, хоть на миллисекунду. Одно из мест – гора Казбек (третья по высоте точка Грузии и седьмая вершина Кавказа). Геологами доказано, что Казбек – затухший вулкан

Вид на неё открывается с деревни Степанцминда. Так как мы не альпинисты, откуда и как начинать восхождение на саму гору мы не скажем. Но расскажем о живописном виде, открывающемся в этом восхитительном месте. Храм святой Троицы расположен на высоте 2170 м у подножья горы Казбек вдоль Военно-Грузинской дороги.Путь к монастырю пролегает через аул Гергети с его каменными домами, черепичными крышами и неадекватными коровами. Святая Троица в переводе на грузинский означает «Цминда Самеба», так называются все Троицкие храмы в Грузии. Но Гергетская церковь считается самой древней из них.

Оставив рюкзаки у Таи, мы отправились автостопом в сторону границы по Военно-Грузинской дороге. 160 км от столицы до поселка Степанцминда мы преодолели за четыре часа. Дорога пролегала через ослепительные пейзажи перевала. Сразу после перевала Крестовый, после поворота, можно посмотреть на арку дружбы народов России и Грузии. Со смотровой площадки  можно наблюдать Ломисский хребет.

Преодолев весь путь до поселка, у нас оставалось мало времени подняться к храму. За два часа до темноты мы только начали наш путь наверх.

Позже конечно выяснилось — этого времени достаточно. 45 минут нам понадобилось на подъём. Мы отчётливо понимали: палатки нет и остаться наверху на крайний случай не получится, а спускаться во тьме опасно – тропинка скользкая и узкая, местами отвесная. И мы полетели. Из двух вариантов подъема мы выбрали тот, что более пологий и долгий. Но также открывается потрясающий вид.

1. вариант. Для этого надо пройти по аулу пока не упретесь в дом. Будет две дороги – направо и налево. Мы пошли налево. Обходя гору с левой стороны пройдя мимо ресторанчика мы начали подниматься по круговой.
  2. вариант. Коим мы спускались с более резким подъемом и довольно скользкой тропинкой. Пройдя Гергети, нужно свернуть с дороги налево, когда вам в лицо начинает смотреть каменный домик и по обе стороны от него уходят две дороги. Пройти совсем немного и по правую руку сквозь забор и колючую проволоку протиснуться и начинать восхождение на гору по скрытой в лесу тропе. Тропинка становится все более извилистой и ведет до самого храма. По этой дороге в основном ездят машины до верха. Напрямую с этой дороги ведет тропа сквозь лес. На самом деле мы немного пожалели, что спускались по ней. Хоть и выходит быстрее, но ноги ужасно скользят. Мы сделали вывод: по этой тропинке лучше подниматься, а по другой, идущей по круговой, – лучше спускаться. Ну, или же есть третий и четвертый вариант.
  3.  вариант. Идти по дороге, которой пользуются машины.
  4.  вариант. Для ленивых. Можно купить тур с местным гидом. Именно из-за туристов на джипах подход к храму Гергети напоминает сошедший селевой поток. И дорога, к сожалению, ведет до самого входа, что не может не огорчать. Ведь когда-то Цминда Самеба строился в одном из самых труднодоступных уголков Грузии.

Пока поднимались, мы обогнали несколько семейных пар. Ура! Мы повысили наш лэвэл! После обгона, запыхавшиеся, мы умудрялись шутить: «А помнишь как все, даже дети нас обгоняли на «Языке Тролля

Да, прогулки вдоль трасс с рюкзаками дают о себе знать. Не менее тяжкий труд это выходит, если перемножить на количество городов и расстояния, которые порой приходится идти вдоль дороги пока тебя подберут.

Успев до заката подняться на гору, мы были удостоены вида, который вряд ли когда-нибудь забудем: вид на Казбек, Храм Святой Троицы и поселок Степанцминда. Внутри храма проходило служение, и мы решили прогуляться снаружи. Полностью Казбека мы не узрели. Хорошая видимость доступна в первую половину дня. Во второй половине у склонов горы собирается влажность, и вершина Казбека прячется в облаках. Нам видимо везёт с горами: Арарат, а в дальнейшем, и Казбек со стороны Владикавказа и Эльбрус возле Пятигорска, вновь закрывали все те же тучи. Имея в запасе немного времени до того как солнце ляжет спать решили подождать, что решит Казбек – злые мы или достойны лицезреть его во всей красе. Рядом с церковью есть источник со святой водой. Если есть желание, то можно заранее взять с собой пару пустых бутылок, чтобы набрать ледяной водицы.

Кстати, пройдя чуть дальше, ещё выше в сторону горы Казбек, вид открывался бы ещё масштабнее. Но времени не хватало. Присели, согрелись горячим чаем с термоса. Сделали несколько фотоснимков и понеслись вниз как горные козы.

Спускались в сумерки, а к концу спуска нас уже ждал глубокий мрак.

Лирическое отступление: будьте осторожны в ночи, ведь можно не заметить следящую за вами корову, и внезапную погоню! Да, да, корову!

Это была вторая атака коровы на Дашу за наше путешествие. Первая – в Киргизии. Уж больно их там много. Возможно больше, чем в Индии. Дело было так: идём, а нам навстречу идут коровы. И вдруг из десяти кобыл одной взбрело в голову погнаться за Дашей.

«Я ведь ничего не делала! Уже второй раз!» — закричала Дша и побежала. Не шучу, она правда бежала, неслась за Дашей. Благо подбежала женщина и отпугнула её палкой. Корову отпугнула, не Дашу. Но при этом Даша упала от страха в овраг, подвернула ногу.

Такой глупый вопрос: а что делать, если за вами бежит корова? Она ведь большая, с рогами. Зная, что мы ставим палатку в лесу, иногда в глухом, мы повсюду встречая охотников интересуемся о поведении человека при встрече с кабаном, медведем, лосем. Но не с коровой!

Век живи – век учись. Впредь будем и про коров спрашивать.

Может и про коз, зайцев, свиней. Точно, свиней! Это ведь почти кабан! Может быть опасной.

Вернёмся к Казбеку.

Надеясь поймать машину в сторону столицы, постояли под фонарём у заправки минут 30 и пошли в деревню искать ночлег. Потока машин не было: через несколько километров уже граница с Россией, которая закрывается в 6-7 часов вечера. Времени было куда больше и, как следствие, из поселка никто никуда не ехал.

Дело было 27 августа, в канун праздника грузинского праздника – дня Святой Марии. Во-первых, все дома были заняты родственниками. А во-вторых, это очень популярное у туристов место, и все остальные дома – гостиницы. Вроде бы должны учиться на собственном опыте: в Иране уже как-то оказывались в подобной ситуации в Кандоване. Но тогда у нас была с собой палатка и спальники. А сейчас ничего.

Девять вечера и мы ходим по домам. Благо, на третьем домике нас уже пригласили войти. Сразу сказали «денег на гостиницу нет, поэтому стучимся в простой дом». В процессе разговора это оказался гостевой дом. Стоимость 5$ за койко-место. Уже расстроенные думали идти дальше, как нас остановили.

Нам предложили «бюджетный», бесплатный вариант. Отдельно стоящий домик, состоящий из маленькой комнатки со старой утварью. Я, Дима, ростом 180, касался потолка головой.

Хоть и лето, но в горах, ночью прохладно. Укрывшись двумя одеялами на старой скрипящей кровати, мы спали как младенцы.

Рано утром под лай собак, мы наблюдали чистое небо и могучую вершину горы Казбек.

Со вчерашней заправки мы поймали машину в сторону Кахетии. Но это уже другая история.

гора Казбек путешествие по Грузии

P.S.: Если вам интересно, то я не пил и не курил во время написания этой статьи. Вся информация правдива на 100%. А если вас интересуют какие-либо особенности по поводу поведения при нападении коровы, прошу писать в личку.

#Грузия#автостоп#путешествиеавтостопом#Степанцминда#август2015#путешествуйразвиваясь#храмсвятойтроицы#горы#походы#вдохновение

[:en]

3.  вариант. Идти по дороге, которой пользуются машины.

Спускались в сумерки, а к концу спуска нас уже ждал глубокий мрак.

Век живи – век учись. Впредь будем и про коров спрашивать.